Рейтинг:   / 52
ПлохоОтлично 


Экономический кризис в стране и ее политическая изоляция в мире особенно отразилась на 38 Московском Международном кинофестивале. К нам не приехали звезды первого эшелона, фильмы были в лучшем случае хорошего, качественного уровня. Шедевров не было, мировых премьер  - раз, два и обчелся. В Год Российского кино Москва всеми силами пытается держать хорошую мину при плохой игре. Об этом мы поговорили на «красной дорожке» с программным директором ММКФ Кириллом Разлоговым и другими гостями.

На дорожку

На открытие фестиваля не появился его президент Никита Михалков. Он также не собирал традиционные пресс-брифинги, без которых, признаемся, было скучно. В прошлые годы гости, а также журналисты кинофорума часто могли его наблюдать на показах, в том числе и на ночных, эротических. Официальное объяснение отсутствия президента на важном для страны и города мероприятии: идет его плановое лечение. ММКФ был полон слухов и сожалений, все желали Никите Сергеевичу скорейшего выздоровления. Михалков смог появится только на представлении одного документального фильма и  практически в качестве гостя – на закрытии фестиваля. На «красную дорожку» он пришел только к середине  мероприятия. А во время  официальной церемонии закрытия поднялся на сцену лишь для того, чтобы снять с председателя жюри цепь власти. Никита Михалков признался, что у фестиваля сейчас большие проблемы. Президент благодарен зрителям, которые несмотря ни на что посещали кино.
На открытии ММКФ все пространство красной, а вернее, кораллового цвета дорожки   захватил  Владимир Жириновский. В качестве специалиста в кино он направо и налево раздавал интервью. Как обычно его сопровождала свита из десятка человек. Вообще, церемонии открытия и закрытия фестиваля уже давно превратились в светский раут, показ мод. Сюда приходят дивы разных мастей, среди них иногда встречаются узнаваемые актрисы. Оператор, народный артист России Анатолий Мукасей прокомментировал нам эту ситуацию: «Здесь я увидел около десятка кинематографистов. Остальные – неизвестные мне люди. Идет фотосессия. Такое и российское кино».

Не отступать, за нами - Москва

Из-за экономических трудностей фестиваль сократился на два дня, в полтора раза сократилось количество фильмов. Кирилл Разлогов рассказал нам, что было значительно меньше гостей, которые приезжают за счет кинофестиваля. Зато выросло количество гостей, которые прибыли за счет партнеров ММКФ – тех стран, фильмы которые были показаны. Кое–как убытки смогли возместить, но при этом, в определенной степени была потеряна самостоятельность в принятии решений. Программный директор говорит: «Мы не всегда можем влиять на выбор картин, которые нам предлагают страны, если они сами за это платят».
Чем отличается наш фестиваль от других подобных, причисляемых к категории «А»? В Германии – деловая  традиция, а у нас – одновременно разгильдяйская и философская. В Берлине бюджет лучше, в показах участвует 450 картин, а у нас -  270. У них больше автономии, потому что не зависят от конкретных спонсоров. Кирилии Разлогов говорит, что наш фестиваль занимает свое место во второй пятерке. Это, видимо, шутка. Первые по значимости – Канны и Венеция. Дальше – Москва, Карловы Вары, Локарно, Сан-Себастьян, Монреаль. Берлин занимает третью позицию в этом списке и одно время казалось, что он ее потеряет. Был кризис Венецианского фестиваля, тогда казалось, что все кончилось. Этого не произошло. А ведь Венецианский фестиваль наравне с Московским – самый старый. Кстати, за Москвой следуют еще десять фестивалей класса «А», которые не могут с нами конкурировать.
На конкурс отбираются премьеры фильмов. Для ММКФ отбор начинается с 1300 картины. Предыдущие уже были показаны на других более значимых фестивалях. Отечественные ленты на нашем фестивале – практически все премьерные. Есть страны, которые к нам хорошо относятся, поэтому и присылают лучшее. Например, Латинская Америка. Правда, фильмы этого континента часто предпочитают представлять в конкурсе Сан-Себастьяна. Московский кинофестиваль в целом на треть состоит из фильмов, показанных в Каннах, Берлине и Венеции. У нас можно увидеть практически все лучшие ленты года.

«Кина не будет…»

В Год Российского кино в Москве по-прежнему остаются сложности в показах кино «не для всех» - не коммерческого формата. Кирилл Разлогов считает, что таких кинотеатров в мире вообще мало. Спасает положение интернет. Его студенты изучают лучшие киноабразцы по большей части именно во всемирной паутине. Останемся оптимистами - кинотеатры не умрут, потому что студентам всегда нужно место для поцелуев в темноте.
По мнению Кирилла Разлогова, мультиплексы удобны для зрителей из-за удобства выбора картин. Другое дело, как там строится репертуар – не умело. Когда выходит в прокат новый коммерческий фильм, его показывают во всех залах. И тогда выбор сокращается, а смысл мультиплекса – в разнообразии фильмов. Обвинять кинотеатры в том, что там не показывают российское кино, также не нужно. Показывают, но только те, на которые идет зритель.
Прокат фильмов проходит обычно по две недели. Однако, случается, что картину показывают целый месяц. Правда, крайне редко. На показ такого фильма собираются «другие» зрители. Для этого требуется другая техника  и экономика показа. Этому можно научиться, но учитывая кризис, Кирилл Разлогов не укоряет кинотеатры. У них появляется возможность финансового риска в случае таких долговременных показов. В поддержке отечественного кино должно быть заинтересовано государство. В реальности оно устраивает фейерверки и  Год Российского Кино. По словам Кирилла Разлогова, к этой дате государство ничего не сделало кроме объявления о строительстве кинотеатров малых городах. Остается увидеть реализацию этого проекта. В общие задачи государства не входит реализация повышения культурного уровня населения. Эта задача далеко второстепенная. Ее решают фестивали, а они, между прочим, финансируются государством. Страна проявляет в этом плане определенную, но в ограниченных масштабах гибкость. Не забудем, кстати, что Московский кинофестиваль финансирует Министерство культуры РФ и правительство Москвы.


Виктория КАЙТУКОВА.


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Галерея

О нас

Мы являемся группой неравнодушных журналистов, иногда работающих в других изданиях, но всегда выражающих свое личное мнение в рамках этого проекта.

Свяжитесь с нами