Рейтинг:   / 520
ПлохоОтлично 


1 мая 1900 года на закате XIX века 82 летний умудренный опытом живописец Иван Константинович Айвазовский в своем доме, окнами выходящем на Феодосийскую бухту, начал работу над новым своим полотном «Взрыв на турецком корабле». Обычно картины такого плана давались ему с необыкновенной легкостью, и писал их он за пару часов. Редко большие полотна отнимали день-два. Вот и сейчас работа шла полным ходом. Однако, годы берут свое, и Иван Константинович устал, да время было уже позднее, пора спать. Во сне Иван Константинович умер. Последняя работа так и не была завершена.


Родился Иван (Ованес) за 100 лет до Революции, 29 июля 1817 года, в семье армянского купца Константина (Геворка) Айвозяна, переселившейся из Западной Армении в XVIII веке. Отец писал свою фамилию на польский манер Гайвозовский, много торговал, владел 6-ю языками в совершенстве.  Сын был талантливым ребенком, самостоятельно довольно сносно освоившим игру на скрипке, но больше всего проявился талант ребенка в рисовании. Родители, поняв способности мальчика, стали развивать эти способности и в юном уже возрасте Иван без препятствий был зачислен в Академию художеств с назначением, как тогда говорили, содержания.

Показательный случай произошел с Айвазовским в Академии. Один из преподавателей, Тернер, запретил Ивану работать самостоятельно. Но юное дарование ослушался мастера, причем, не только создал несколько полотен, но и сумел выгодно продать их. Раздосадованный учитель обратился к Императору Николаю с жалобой на юношу. Ивана чуть было не исключили из Академии, но, признав за юношей необычайный талант, оставили.

Иван Константинович много путешествовал, побывал в Италии, Англии, Франции. Однажды, из-за страсти к путешествиям, чуть не погиб во время шторма в Бискайском заливе. Французские газеты поспешили сообщить о гибели художника. Как правило, такие люди, которых при жизни посчитали погибшими, живут долго. Информация о потонувшем корабле не подтвердилась, а Иван Константинович действительно прожил долгую яркую жизнь.

1.jpg2.jpg3.jpg4.jpg5.jpg6.jpg7.jpg8.jpg9.jpga.jpgb.jpgc.jpgd.jpge.jpgf.jpgg.jpgh.jpgi.jpgj.jpgk.jpg

Мы знаем Айвазовского, как мариниста, но он много писал и портреты, и полотна сражений, баталий, и «земные» пейзажи, в основном любимого Крыма. Причем, такие картины, в том числе, много продавались за границей отечества, что и породило слухи о сотрудничестве мариниста со шпионской службой Англии. Предполагалось, что множество картин прекрасно создавали представление о местах, удобных для наступления. Но это были лишь беспочвенные домыслы.

Айвазовский уже в зрелом возрасте много занимался благотворительностью, помогал молодым художникам. Ведь еще в юные годы своим талантом он неплохо заработал, став состоятельным и успешным художником. Из благотворительных проектов художника можно вспомнить железнодорожную ветку Феодосия-Джанкой, ставшую его личной инициативой, водопровод Феодосии и Археологический музей, которым художник помогал финансово.

Айвазовский никогда не писал море с натуры, понимая, что и минуты не продержится тот вид, оттенок цвет и свет, которые решено запечатлеть. Только память способна сохранить понравившиеся мгновения, которые впоследствии можно перенести на бумагу или холст.

Признание, слава и богатство сопутствовали таланту Ивана Константиновича с первых лет, с первых шагов в искусстве. Он, как никто из современников чувствовал и мог передать в своих работах не только цвет, оттенок, но и свет, отражение Светила или Луны. Вот почему так много полотен художника описывают темное время суток, полнолуние, лунные морские дорожки. Айвазовский всегда был верен своему таланту, оставил более 6000 работ, при жизни организовал 102 персональные выставки. Может это и определило благосклонность к нему божественных сил.

200 летнему юбилею художника посвящена выставка в Доме Художника на Крымском Валу. Организована она помпезно, собрано большое число (120) живописных полотен и рисунков художника из многих государственных и частных коллекций. Много полотен приехало из Питера, из Русского, Центрального военно-морского музеев, загородных дворцов (Петергоф, Павловск, Царское Село). Не остались в стороне и региональные музеи. Таким образом, удалось на выставке в Москве собрать к юбилею Айвазовского всё лучшее.

Архитектура зрительного зала выставки построена по-морскому. Посетитель может передвигаться галсами, зигзагами, переходя от морских штилей, ночных морских и сухопутных пейзажей к полотнам, запечатлевших баталии, взрывы, бури. Раздел "Весь мир ему был мал" объединяет картины художника, созданные по мотивам его путешествий по Кавказу, Италии, Турции и другим странам. В разделе "Плененный тайной мироздания" демонстрируются картины на библейские сюжеты. К числу открытий выставки можно отнести представленную после проведенной реставрации крупную картину "У берегов Кавказа", никогда ранее не экспонировавшуюся.

Огромная очередь выстроилась на выставку, как и на всё самое интересное в Москве. Но, в этот раз, сработала современная технология, наверно, впервые в истории Третьяковки. На сайте выставки можно записаться на свободное число и точное время, придти к этому времени и пройти без очереди, что продемонстрировал вчера Ваш преданный слуга. Фотографировать на выставке, правда, запретили, поэтому я создал галерею, частично наполнив её, для создания впечатления, картинками из интернета. Извините, если в галерею попали работы, отсутствующие на выставке.

Выставка, открывшаяся 29 июля, продлится до 20 ноября.


Владимир Матвеев

Видео выставки 200 лет Айвазовского



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Галерея

О нас

Мы являемся группой неравнодушных журналистов, иногда работающих в других изданиях, но всегда выражающих свое личное мнение в рамках этого проекта.

Свяжитесь с нами