Рейтинг:   / 58
ПлохоОтлично 
Категория: Культура Автор: Просмотров: 2510


Ирландские шутки на всех языках звучали во время Второго Международного Фестиваля Мартина Макдонаха не только на сцене, но и за кулисами.
С 1 по 7 октября Ирландия переместилась в Пермь – там искрила и бурлила театральная жизнь под флагом талантливого современного драматурга Мартина МакДонаха, а ирландцами чувствовали себя все до единого.


Причина проста и волшебна: с 1 по 7 октября в Перми прошел Второй Международный Фестиваль Мартина МакДонаха, вдохновитель которого – художественный руководитель пермского театра «У Моста» Сергей Федотов – и привел МакДонаха на российскую сцену. Теперь порядка 130 постановок идут на российских подмостках. И главный вывод, к которому пришло и жюри, и зрители – Мартин МакДонах в своих работах поднимает темы любви и ненависти, жестокости и слабости – понятные в любой точке мира, но делает это с присущей ему особенной иронией и искусством, когда смех пробивается сквозь слезу и страх, ставя нас всех перед вечными вопросами жизни.
Инициаторы Фестиваля – театр «У Моста и его создатель Сергей Федотов – не умеют быть скучными, а значит, и весь Фестиваль проходил весело и «с огоньком»! Напомним, по версии журнала «Forbes» Второй Международный фестиваль Мартина МакДонаха вошёл в ТОП-5 театральных событий октября.
Говорят, в Перми в эти дни резко вырос спрос на рыжую краску – и виной тому «Рыжий Пролог» Фестиваля, собравший в знаменитом Ирландском дворике под 300 огненно-рыжих и веселых пермяков. Каждый «рыжик» получил памятную футболку Театра «У Моста», а победительница – «самая рыжая из рыжих» - получила волшебный билет на все спектакли нашего Фестиваля.
Праздник открылся с приветственной речи художественного руководителя Театра «У Моста» Сергея Федотова и самого знаменитого кота Перми – счастливчика Семена. Правда, Семена расслышали не все, так громко звучали смех и музыка. Семен же был назначен талисманом Фестиваля, что чуть позже сделало его Сэмом, а потом и Сэмюэлем Беккетом, которого часто вспоминали критики, обсуждая спектакли.
Веселым прологом рыжие пермяки открыли дверь в Ирландию. Оказалось, рыжие пермяки и их «пока-не-рыжие» друзья прекрасно танцуют ирландские танцы вместе с актерами театра. В чем секрет? Может быть, в волшебном напитке, которым потчевали гостей «Рыжего пролога» красавицы-актрисы театра. После одного глотка этого волшебного ирландского (отметим, совершенно безалкогольного) напитка жизнь предстает в рыжем цвете, а после трех глотков - хорошее настроение сохраняется на все семь дней МакДонахФеста. И главное – даже «пока-еще-не-рыжие» друзья пермских рыжих смогли стать настоящими ирландцами. В этом им помогли волшебные зеркала и сказочные рыжие парики.
Рыжая вечеринка завершилась зажигательным ирландским танцем, крепкими русскими объятиями и бурей ярких фотографий в пермском интернете. Ирландские танцы открывали и каждый день фестиваля, и каждый спектакль. Как сказал режиссер ирландского театра Bardic: «Мы и не знали, что в Перми ирландцев больше, чем в самой Ирландии».

За 7 дней зрители и взыскательное жюри увидели 18 спектаклей, смогли оценить работы участников из 9 стран. Свои лучшие постановки представили театры из России –  «Наш дом» из Озерска, Театр.Акт из Казани, новосибирский «Старый Дом», Тамбовтеатр, Учебный театр ВГИК, а также зарубежные гости Фестиваля - Barakah Teatr из Польши, Tron Theatre из Шотландии, Narodno Pozoriste Sombor из Сербии, Государственный ТЮЗ Азербайджана, Montenegrin National Theatre из Черногории, Vychodoceske divadlo Pardubice из Чехии, Nowadays Theatre из Ирана и Bardic Theatre из Северной Ирландии. Вне конкурсной программы прошел показ российской премьеры спектакля «Палачи» театра «У Моста».
Конечно, критики и специалисты будут еще долго оценивать и обсуждать каждый спектакль, разбирая их по словам, жестам и мизансценам, но зрители давали и свои оценки постановкам, пытаясь открыть секрет МакДонаха.
Итак, попробуем обобщить )))
Первая ласточка Фестиваля – «Безрукий из Спокэна» Teatr Barakah из Польши, где трагикомичность действия подчеркнута лицедейским гримом и декорациями – выбеленные лица, черно-белые декорации, некоторые мужские роли играют женщины, и все это – под аккомпанемент странного гитариста в дредами. О чем: наверно, о том, как мы прячемся от проблем и ищем внимания мира к себе странными способами.
Член жюри Ролан Боннин сказал, что ожидал трэш (о польском спектакле), что юмор – очень важная деталь в пьесах МакДонаха, которую довольно сложно подать так, чтобы поняли. Но им удалось.
А Сергей Федотов заметил дружелюбную, объединяющую атмосферу после спектакля «Безрукий из Спокэна»: «Ирландцы, шотландцы, они после вашего спектакля стали брататься, обниматься в фойе – такая большая семья. Такое ощущение, что вся Пермь, а там и вся Россия славят МакДонаха. Все это  благодаря вашему спектаклю».
Самая популярная постановка Фестиваля «Сиротливый Запад» (представленная Tron Theatre из Шотландии и театром «Старый Дом» Новосибирска, учебным театром ВГИК и хозяевами Фестиваля – театром «У Моста») поразила «левитирующими братьями» из Сибири, искренностью переживаний шотландских увальней, переводом текста пьесы на молодежный слэнг ребят из ВГИКа и пронзительной силой пермяков). Что запомнили: отец Уэлш с раздирающим душу криком сжигает себя в пламени страстей вечно конфликтующих братьев, но ответа так и нет – не напрасна ли эта жертва?
Из маленького закрытого города Озерска в Челябинской области привезли на Фестиваль кровавого и комичного «Лейтенанта из Инишмора», в котором, по словам режиссера Никиты Золина, пришлось идти по грани между «в крайности нельзя» и «хотелось узнаваемости», - той самой макдонаховской, где герои почти клише, а события почти кино. «Ваш Фестиваль совсем как October-фест!», - восклицает Кристина Прислонова. «Ну и хорошо, совсем серьёзно – неинтересно», - говорит она о домашней, лёгкой, ироничной атмосфере фестиваля, где в фойе «братаются шотландцы и ирландцы» и разливают пиво всем желающим.
Братья-сербы (театр Narodno Pozoriste Sombor) и иранцы из Канады (театр Nowadays) привезли на Фестиваль один из самых странных спектаклей МакДонаха «Человек-Подушка».
МакДонаха в Сербии воспринимают пока не так горячо, а его пьесы играют не так много – Нинослав Джорджевич был удивлён, что такого неизвестного в Сербии драматурга знают так много людей в «центре России» (на этих словах пермские журналисты улыбнулись каждый по-своему). Человек-Подушка – только третье произведение драматурга из Ирландии, которое ставят в Сербии.
Сама постановка была адаптирована под условия нашей сцены – в Сомборе сцена большая, а зал всего 80 человек – для спектакля важна эта камерная атмосфера, где актёры взаимодействуют со зрителем, выстраивая диалог. В России пришлось играть немного по-другому, чтобы донести до зрителей свои мысли и быть понятными – сцена устроена несколько иначе. При подготовке спектакля Джорджевич даже работал с полицейским инспектором, подтвердившим, что случаи, похожие на события в пьесе распространены, а пьеса действительно актуальна сегодня. Как сказал сам Нинослав, - к сожалению, то, что казалось ему больше художественным вымыслом, чем правдой, в жизни оказалось еще не полной правдой.
В постановке Nowadays видно -  для иранского Катуряна (главный герой) нет ничего важнее его рассказов. Он решителен в своём яростном стремлении спасти их – в них его жизнь, его «лёгкие частицы». На этом фоне жизнь бедных детей становится для зрителя чем-то опосредованным и второстепенным, на первый план выходят личные катастрофы двух полицейских и Катуряна. История очень незамысловатая, но так беспощадно выбрасывающая сложные этические вопросы со сцены.
Вообще, «Человек-подушка» очень напоминает художнический перформанс МакДонаха. Наверняка, в зале сидели те люди, которые до сих пор задаются вопросом «искусство ли это?», и «да что это за искусство такое?»
В ходе Фестиваля состоялся настоящий конкурс красоты – пьесу МакДонаха «Королева красоты» представили Государственный ТЮЗ Азербайджана, Театр.Акт из Казани и Montenegrin National Theatre из столицы Черногории Подгорицы.
Все три «красавицы» очень разные, пусть и говорится в них об одном и том же – как можно любить до ненависти, и ненавидеть до страсти. Причем все прочли пьесу по-своему – черногорцы не только поменяли имена персонажей, но и четко перенесли конфликт «Ирландия - Великобритания» в плоскость непростых взаимоотношений «Черногория – Сербия», казанцы удивили медлительностью хода пьесы – обычно МакДонаха ставят стремительно, а тут мы увидели медленное вживание и прочувствованность каждого жизненного эпизода, мучительное течение которого заставляло зрителей понимать всю нелепость ситуации.
«Красавица» из Азербайджана была более выдержанной и менее жестокой – даже привычные для МакДонаха ругательства заменили на «более мягкие выражения», при этом сохранив эмоциональную напряженность спектакля. Интересно, что премьера всей «Линэнской трилогии» в Азербайджанском ТЮЗе (поставили которую истинные британцы) состоялась в очень необычном формате – в один день показали все три спектакля, шли они с утра и до вечера. Причем на сцене во время каждой из трех пьес находились в разных ситуациях все герои всей трилогии – словно жизнь маленького городка действительно перенеслась на сцену. Все постановки нашли свой отклик у публики, особенно «Королева красоты». По словам актрисы Шафаг Алиевой, которая играет Мэг Фолан, многие женщины, смотревшие этот спектакль, узнавали себя в героинях – кто в роли матери, а кто и в роли дочери…
И, конечно, - «Калека с Инишмана» - самый, наверно, тонкий и трогательный спектакль, который на Фестиваль привезли Тамбовтеатр, театр из чешского Пардубице Vychodoceske Divadlo Pardubice и закрывший финальным аккордом весь Фестиваль Bardic Theatre из Северной Ирландии.
Тамбовтеатр рискнул показать МакДонаха в формате дивертисмента и мюзикла одновременно, что не очень порадовало жюри – МакДонах, считают специалисты, потому и комичен, что этот смех – не ответ на внешнее, а реакция на глубину внутренних переживаний.
Чехи своего «Калеку» показали трогательным и немного наивным, словно иллюстрацию из детских книг.
Ладислав Шпинтер, режиссер спектакля, отметил, что: «М. МакДонах смотрит на жизнь как будто сверху, с большой иронией, а чехи – это одна большая ирония. Очень ироничный народ. Чешский зритель вообще очень любит посмеяться в театре, потому что сейчас людям там не очень весело. У Чехова и М. МакДонаха, кстати, похожая природа юмора».
Успех ирландского «Калеки» у публики стал лучшим из возможных акцентов в преддверии церемонии Закрытия Фестиваля. Зал хохотал и много раз под аплодисменты вызывал на сцену актеров после спектакля. Интересно то, что самая легкая и светлая интерпретация этой пьесы оказалась у самих ирландцев. Но эта легкость и свет не есть следствие поверхностности понимания текста МакДонаха – напротив, в постановке Шона Фалуна трагедия становилась еще более настоящей трагедией рядом с искренним смехом, который также обострялся рядом с внезапно прокрадывающейся в жизнь трагедией. Такой же внезапной, как кровь вместе с кашлем калеки Билли после того, как Хелен согласилась с ним прогуляться, и жизнь снова начала казаться имеющей смысл. Такой же внезапной, как железный лом, появившийся совсем незаметно уже в сам момент действия в руке Малыша Бобби в первую встречу с калекой Билли, раскаивающемся в обмане. Ткань постановки оказалась легкой как ткань самой жизни. Все также условно, но «добавить трагизма» вовсе не равно тому, чтобы «добавить глубины» – именно этим средством МакДонаха ирландцы и не злоупотребили в своей постановке, показав, что над героями МакДонаха можно не только посмеиваться, но взахлеб хохотать вместе с ними, потому что такова наша жизнь и мы сами.
Зрители были в восторге и долго-долго хлопали стоя - за тот свет, легкость и настоящий смех, который подарили им артисты. После благодарности актерам началась церемония Закрытия Фестиваля с награждения театра «Bardic» лауреатским дипломом за лучший ансамбль, награду за лучшую женскую роль второго плана получила Фрэнсис Джордан. Ролан Бонин, член жюри, вручавший награды, поблагодарил ирландцев за невероятный юмор, который они подарили зрителям в своей постановке.
Также особые награды были присуждены: за оригинальное визуальное решение сценического пространства в спектакле «Человек-подушка» иранскому театру «Nowadays». За лучшую мужскую роль второго плана наградили за роль Джоннипатинмайка чешский театр «Vychodoceske divadlo pardubice». Награду за лучшую женскую роль получила Анна Вуйошович из Черногорского Национального театра за роль Марты в спектакле «Королева красоты». За лучшую мужскую роль награду получил Майкл Дилан за роль отца Уэлша в постановке «Сиротливый Запад» шотландского театра «Трон». За лучший актерский дуэт награду получили Анатолий Григорьев и Тимофей Мамлин в постановке «Сиротливый Запад» новосибирского театра «Старый дом», режиссер – Сергей Федотов.
Специальный приз жюри-фестиваля пермскому театру «У Моста» за открытие и последовательное воплощение драматургии Мартина МакДонаха на российской сцене и превосходную организацию фестиваля Вера Шамина, член жюри, вручала самому Сергею Федотову. Специальный приз также был вручен Владимиру Ильину за воплощение образов драматургии МакДонаха. Специальный приз жюри Алевтине Боровской за роль в спектакле «Палачи». Гран-при фестиваля М.МакДонаха разделили два спектакля: «Сиротливый Запад» шотландского театра «Трон», режиссер – Энди Арнольд, и «Сиротливый Запад» новосибирского театра «Старый Дом», режиссер – Сергей Федотов.
Если представить фестиваль в цифрах:
150 заявок было на участие в фестивале
18 спектаклей увидела публика
13 театров-участников
9 стран-участниц
Но что значат цифры в сравнении со шквалом эмоций, слез и смеха в ходе Фестиваля, подарившего Перми и России новые театральные знакомства, новые имена и новых друзей и последователей удивительного мира драматургии Мартина МакДонаха и видения этого мира Сергея Федотова.

2.jpg3.jpg4.jpg5.jpg6.jpg7.jpg8.jpg9.jpga.jpgb.jpgc.jpgd.jpge.jpgf.jpgg.jpgh.jpgk.jpgl.jpgm.jpg

Итоги Фестиваля были оглашены на церемонии закрытия 7 октября 2016 года:
- ГРАН-ПРИ Фестиваля получили спектакли «Сиротливый Запад», Tron Theatre (Шотландия)и театр «Старый дом» (Новосибирск);
- За лучший ансамбль – «Калека с Инишмана», Bardic Theatre (Северная Ирландия);
- За лучшую женскую роль – Ана Вуйошевич (Ana Vujosevic) за роль Морин в спектакле «Королева Красоты», Montenegrin National Theatre (Черногория);
- За лучшую женскую роль второго плана – Фрэнсиз Джордан (Frances Jordan) за роль Мамаши в спектакле «Калека с Инишмана», Bardic Theatre (Северная Ирландия);
- За лучшую мужскую роль – Майкл Дилан (Michael Dylan) за роль Отца Уэлша в спектакле «Сиротливый Запад», Tron Theatre (Шотландия);
- За лучшую мужскую роль второго плана – Зденек Румпик (Zdenek Rumpik) за роль Джоннипатинмайка в спектакле «Калека с Инишмана», Vychodoceske Divadlo Pardubice (Чехия);


- За оригинальное визуальное решение сценического пространства – спектакль «Человек-Подушка», Nowadays Theatre (Иран);
- За лучший актерский дуэт – Анатолий Григорьев и Тимофей Мамлин, спектакль «Сиротливый Запад», театр «Старый дом» (Новосибирск);
- Специальный приз жюри Пермскому театру «У Моста» - «За открытие и последовательное воплощение драматургии МакДонаха на российской сцене и за превосходную организацию фестиваля»;
- Специальный приз жюри актеру театра «У Моста» Владимиру Ильину «За выдающееся воплощение образов драматургии Мартина МакДонаха»;
- Специальный приз актрисе театра «У Моста» Алевтине Боровской «За роль Шарли в пьесе «Палачи» Мартина МакДонаха».
    Второй Международный Фестиваль Мартина МакДонаха стал ярким театральным событием в жизни России и всего мира, обсуждать которое долгое время будут театральные критики и ценители театра, ожидая продолжения этой волшебной истории – единственного в мире международного Фестиваля Мартина МакДонаха и встречи с его вдохновителем художественным руководителем Пермского театра «У Моста» Сергеем Федотовым.


Таисья (пресс-штаб фестиваля)

AdmirorGallery 4.5.0, author/s Vasiljevski & Kekeljevic.