Рейтинг:   / 59
ПлохоОтлично 


В театре на Таганке – премьера. Здесь думали, думали и наконец, поставили кухонный скандал в стиле программы Андрея Малахова. Спектакль «Главная роль» поставила режиссер Нина Чусова. У нее мы узнали, чем был обоснован выбор такого неоднозначного материала.
Нина Чусова впервые сотрудничает с «Таганкой». Ей близок по духу этот театр. Скорее всего, из-за возможности экспериментов.


Сюжет истории прост. Отец семейства, ученый и писатель Сергей Выгорницкий в течение всей пьесы доказывает, что он достоин любви своей сварливой матери. Она ест поедом сына, его жену и в придачу – свою внучку. Как бы ни старались ей угадить, все впустую. В перерывах между криками и скандалами в спектакле все пляшут аки заправские танцоры варьете.  Возникает вопрос: почему взрослый, умный и, казалось бы, самодостаточный человек занимается моральным мазохизмом? Ответ, вероятно, должен находить сам зритель. Мы, правда, узнаем, что заставляет вести себя так мать. Она злится на всех за то, что ее покойный муж ее бил и обижал. Она попусту всем мстит.

Павел Санаев поймет

В первую очередь приходит на ум аналогия этой истории с повестью «Похороните меня за плинтусом» Павла Санаева. Нина Чусова согласна: «Конечно, это ведь мемуары. Эти истории похожи. Там мучила всех бабушка, здесь – мать. Написал эти мемуары Михаил Лифшиц. Называется книга «Любовь к родителям». Мы попытались облегчить ее повествование. Герои слегка видоизменены для того, чтобы реальные люди не были на них так сильно похожи. Это был эксперимент. Сделать из мемуарной, публицистической литературы художественную - сложно. Это стало драматическим произведением. Мы много добавляли и убавляли, выгоняли из пьесы лишних персонажей. Мы до конца не знали, что из этого в итоге получится». В любом случае Нина Чусова уверена, что в конце тоннеля обязательно должен появиться свет. Пусть даже после смерти. Мы должны прийти к прощению тех, кто нас обижал. В настоящей жизни этого прощения не произошло. В спектакле режиссер дала малейшую надежду на это. Происходит это визуально: стены разрушаются, на их месте появляется свет.

Пусть говорят

Вторая аналогия – с многочисленными телепередачами, где семьи выясняют отношения, бьют друг другу морды. Нина Чусова и здесь согласна. Более того, она специально пересматривала и изучала эти скандальные передачи. Такие истории – показатель времени. Люди не хотят друг друга понимать, ходят друг у друга по головам. У любой семьи происходили подобные ситуации. И после спектакля их ненароком вспоминаешь. На сцене абсолютизируют  полную глупость происходящего в жизни этих людей. Каждая сцена заканчивается скандалом - абсурдом. Создатели этого спектакля уверены в том, что люди, увидев себя в подобных ситуациях, смогут посмотреть на свое поведение со стороны. Нина Чусова уверена, что происходящее на сцене совершенно разнится с тем, что мы можем видеть в  своих телевизорах. В театре – настоящая жизнь. Пусть и сыгранная. Режиссер настаивает на том, что людям надо помочь разобраться в своих поступках. И пока человек жив, все возможно изменить в лучшую сторону. О вкусах не спорят. Кому-то этот спектакль покажется слишком похожим на телепередачу и излишне громким. Режиссер считает, что нужно уметь приспосабливаться к изменившимся вкусовым пристрастиям публики. Но не забывать о высоком искусстве. Вот только вопрос: найдутся ли здесь точки соприкосновения?

Любите ли вы театр?

Постановление правительство Москвы, говорящее об избирательности финансирования театров поставило многие творческие коллективы в тупиковую ситуацию. Отныне деньги из бюджета будут выделять только успешным театрам, со 100 процентной посещаемостью. Значит ли это, что здесь начнут усердно потакать вкусам толпы. А она, к сожалению, часто требует зрелищ, а не искусства. Нина Чусова считает такое положение вещей неправильным. Ведь театр – не бизнес-структура, он не самоокупаем. Постановка мюзикла может принести прибыль, и то – не всегда. Театр не выживет без поддержки. Каждый раз, когда выходит новый спектакль, никто не может дать гарантию, будет ли на него аншлаги. Если только это комедия или развлекательное шоу. Нина Чусова говорит: «Спектакль – это всегда эксперимент. Иначе мы превратимся во французскую комедию положений». И что совсем плохо – некоторые театры, доказывая свое особое положение, будут лить грязную воду на мельницу соседа. К сожалению, так происходит с «Театром Луны». Его незаслуженно обвиняют в отсутствии аншлагов и  в большем финансировании, нежели соседа. Доказывай теперь, что ты порядочный…
Режиссер Нина Чусова любит посещать театры как зритель, но ходит туда не часто из-за своей занятости. Эстетическое наслаждение она получила после просмотра «Сказок Пушкина» в Театре Наций. Ей  нравится режиссер Роберт Уилсон, поскольку использует в своих спектаклях множество визуальных спецэффектов. Это фантасмагория. Так, может, публике нужен именно такой театр? Нина Чусова считает, что зрителю необходимы разные постановки: кто-то любит драму, кто-то моно-спектакли… Для того и существует театр, чтобы находить своего зрителя.


Виктория КАЙТУКОВА.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Галерея

О нас

Мы являемся группой неравнодушных журналистов, иногда работающих в других изданиях, но всегда выражающих свое личное мнение в рамках этого проекта.

Свяжитесь с нами