Рейтинг:   / 58
ПлохоОтлично 


Мода на авангардные спектакли приходит и уходит, а академическое образование в России остается. Театральное училище имени Михаила Щепкина – одно из многих актерских альма-матер в Москве. Ректор училища Борис Любимов рассказал нам, мельчают ли ныне гениальные актерские кадры и почем фунт актерского лиха.


Детище трех Александров.


По традиции Щепкинское училище связано с Малым театром. Это, по сути, его кузница кадров. Эта связь была закреплена более 100 лет назад указом императора Александра III. Борис Любимов говорит: «Мы – детище трех Александров. Первый создал училище в Москве, указом второго – наше образовательное учреждение получило нынешнее здание. Александр III  будучи на отдыхе в Подмосковье, приехал в Белокаменную, в дом №6 по Неглинной улице. После посещения училища он подписал указ. Впрочем, выпускники училища и до того работали в Императорском театре…». Этот закон не отменил ни один из последующих руководителей государства. Большинство педагогов здесь – работающие в Малом театре актеры и режиссеры. Часто «дипломники» заняты в массовых сценах и даже получают роли в различных спектаклях.
Однако, это обстоятельство не мешает его выпускникам работать на совершенно разных сценах, сниматься в кино и сериалах. Еще одно отличие «Щепки» от своих не менее именитых собратьев – здесь готовят исключительно актеров. Это не университет, с десятью факультетами. Скажем, в  школе-студии МХАТ, помимо прочих, уже давно существуют постановочный и продюсерский факультеты. И еще: здесь преданы традиции русского психологического театра. Конечно, это качество свойственно не только Щепкинскому училищу… Однако, здесь в большей степени отдают дань русской классической литературе. О мировой классике также не забывают. Кто бывает в Малом театре, поймет, о чем речь.

Нынешний студент – кто он?


Учат здесь и культуре. Однако часто приходится начинать это обучение практически с нуля. Сейчас в большинстве случаев выпускники школ приходят в высшие учебные заведения культурно девственные. У нынешних абитуриентов есть свои плюсы и минусы. Этим они отличаются от тех, кто поступал в учебные заведения 10-20 лет назад. Заметим: пришло время для поступления в ВУЗы людей, родившихся в 2000 году. Это новая формация людей. Их плюс – они гораздо больше раскрепощены. Борис Любимов говорит, что в их время также были свободные личности. Однако это были одиночки, такие как, Олег Даль, Владимир Высоцкий. Новое поколение не знает ограничение в свободе. Это одновременно хорошо и плохо. Ведь свобода неразрывно связана с ответственностью. Они физически пластичны. Они приходят с танцевальными навыками. Раньше этому учили студентов в течение трех лет. Бывают абитуриенты - чемпионы по бальным танцам.
Культурный провал – в слове. В разговоре ставят не правильные ударения, а пишут вообще из рук вон плохо. Пишут так, как сейчас золотая молодежь гоняет на Гелендвагенах. То есть, абсолютно игнорируя правила. А значит, и думают без правил. Все от безграмотности. Более того, педагоги Литературного института жалуются: их студенты пишут безграмотно. Да и со знанием истории, в том числе своей страны, у студентов не лучше обстоит дело. Министерство образования строго следит за выполнением образовательной программы. Высшее учебное заведение должно выпускать тех, кто может поступать в аспирантуру, магистратуру. И это несоизмеримо сложней делать, чем раньше. В прошлом в институт могли поступать и малограмотные люди из дальних деревень, но у них была жажда знаний. Сейчас можно нажать кнопку викепедии… Но ведь это не истинная кладовая знаний.
По-прежнему среди будущих актеров попадаются индивидуальности, но они скрывают ее под слоем цинизма. Возможно это – защитная реакция психики на информацию, несущую негатив, на ужасные события, происходящие в мире.Война в итоге притупляет чувства… Человек становится нигилистом и закрывается в свою скорлупу. Педагогу нужно пробиться сквозь нее, найти боль. Это важно, поскольку актерская работа – в том числе и исповедальная. Этого требует школа русского психологического театра. Нельзя играть пьесы Чехова, как будто ты участвует в программе «Давай, поженимся!». Будущего студента важно научить различать грань между искренностью и игрой в искренность. Можно ли обмануть зрителя?
Борис Любимов говорит, что в училище, как в и Малом театре идет борьба за Логос – слово и смысл. Борьба за сохранение смысла: своей идентичности, истории.


Лучшие среди лучших.


Среди выпускников училища имени Щепкина есть множество узнаваемых лиц, скажем. Елена Лядова. В театре Ленком играет ведущие роли, в том числе, в спектакле «Юнона и Авось» Семен Шкаликов. В этом же театре много молодых «щепкинцев». Они есть в театрах Вахтангова, Маяковского, в «Современнике». Выпускников берут служить во МХТ, МХАТ имени Горького, в РАМТ. В общем, где их только нет….
Соперничают ли между собой московские театральные учебные заведения? Борис Любимов – выпускник ГИТИСа и заведует кафедрой там же. В свое время он работал в школе-студии МХАТ. Поэтому у него прекрасные отношения со всеми ректорами театральных учебных заведений. Однако среди этих училищ и институтов есть внутренняя конкуренция. Каждый из них считает себя лучшим, это нормально. А в Щепкинском училище учат русскому психологическому театру не только по Станиславскому. Здесь ориентируются на работы его предшественника, Михаила Щепкина….


Виктория КАЙТУКОВА.



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Галерея

О нас

Мы являемся группой неравнодушных журналистов, иногда работающих в других изданиях, но всегда выражающих свое личное мнение в рамках этого проекта.

Свяжитесь с нами