Рейтинг:   / 58
ПлохоОтлично 


В Госфильмофонде России проходит XXI фестиваль архивного кино.
Для Домодедова ежегодный кинофестиваль «Белые Столбы» – это одно из самых значимых культурных событий. Сокровищница мирового кинематографа – Госфильмофонд – на протяжении нескольких дней принимает на фестивале гостей: журналистов, именитых киноведов и кинокритиков, известных российских артистов , сценаристов и режиссёров, студентов творческих вузов: ВГИКа, ГИТИСа. В этом году главная тема фестиваля – столетие Октябрьской революции.


Ленты из Франции, США, Литвы
Организаторы фестиваля рассудили, что показывать гостям канонические историко-революционные ленты, несмотря на заявленную тематику, было бы решением пусть безошибочным, но ожидаемым. Предсказуемость вряд ли удовлетворила бы профессионалов – искушённую публику. Поэтому обойму кинодемонстраций зарядили широкой подборкой мировых картин, посвящённых самым разным революциям. – Мы хотим столкнуть разные точки зрения на революции в кино: и на Октябрьскую, и на Февральскую, и Великую французскую, мексиканскую, и даже на комедийную революцию в ленте о восстании стриптизёрш, – рассказал на открытии фестиваля его художественный руководитель Пётр Багров. Расширенная тематика кинофорума позволила включить в программу больше эксклюзивных произведений. В их числе – две ленты о русской революции, которые особенно примечательны тем, что сняты... ещё до самой революции. Речь идёт об американской мелодраме «Казацкая нагайка» 1916 года и отечественной картине «Заря русской революции» 1913 года.

Помимо материалов из собственной коллекции Госфильмофонд приготовил к показу и ленты из зарубежных архивов: парижской киностудии «Гомон» и Французской синематеки, американского кинохранилища «Джордж Истмен Хаус» и Литовского центра кино. Разумеется, «революционные» ленты – далеко не всё, чем собрались удивлять гостей организаторы фестиваля. В отдельные рубрики отобраны документальные фильмы, уникальные архивные находки, отреставрированные ленты, курсовые работы известных деятелей отечественного кинематографа и многое другое, что представляет особый интерес для знатоков.
Открывала фестиваль картина, вовсе к революциям никакого отношения не имеющая. Это был фильм о несчастной любви «Мальчик и девочка», снятый в 1966 году режиссёром Юлием Файтом. К слову, и сам режиссёр, и исполнитель главной роли актёр Николай Бурляев были среди именитых гостей, актёров советского и российского кинематографа.

Минута скорби об Алексее Петренко

Сложно воздержаться от искушения перечислить имена тех, кто занимали первые зрительские ряды на открытии фестиваля. Среди приглашённых актёров были народные артисты Зинаида Кириенко, Всеволод
Шиловский, Борис Грачевский, Лариса Лужина, заслуженный деятель искусств, сценарист Аркадий Инин, заместитель председателя Союза кинематографистов России Клим Лаврентьев и многие другие.
Открытие фестиваля, увы, началось со скорбной ноты.

Директор Госфильмофонда Николай Бородачёв предложил собравшимся минутой
молчания почтить память «великого актёра, человека, который был эталоном актёрского мастерства», – Алексея Петренко, ушедшего из жизни несколькими днями ранее.

О новом кино замолвили слово

Другим эмоциональным моментом открытия фестиваля стало пламенное выступление Николая Бурляева. Однако, прежде чем цитировать известного деятеля отечественного кинематографа, стоит упомянуть о том, что Николай Бородачёв, открывая фестиваль, вручал специальную награду Госфильмофонда Антону Малышеву – исполнительному директору Фонда кино.

Благодаря за награду, Антон Малышев рассказал со сцены о том, что 2016 год – Год российского кино – стал рекордным по кассовым сборам: – 35 миллионов человек посмотрели отечественные фильмы в кинотеатрах за свои деньги.

Будем стремиться и дальше поддерживать наш кинематограф. Своеобразным ответом на эти слова стала неожиданная тирада Николая Бурляева, обрушившегося с критикой на современный отечественный кинематограф. По его словам, большинство картин, ныне выходящих на экраны, – бездуховны, а их создание обусловлено исключительно прибылью.

– Возможно, я пойду против течения, – заявил Николай Бурляев. – Но скажу: то, что делается сегодня в отечественном кино, – не приемлю.
Я уже 23 года после роли Иешуа в «Мастере и Маргарите» отказываюсь играть в кино. Потому что то, что создаётся сейчас, – это непотребство. Актёр заявил, что не разделяет «всеобщую эйфорию чиновников» по поводу кассовых сборов в российском кинопрокате. – Шесть миллиардов собрали. Но на чём? Наше кино сейчас – это эффектная пустота, доходный промысел. Драматурги разучились писать? Режиссёры, вы хотите снимать блокбастеры? Нет духовного измерения, нет глубины! Главное теперь – сделать деньги! – патетически произнёс актёр, когда на пару с режиссёром Юлием Файтом представлял уже упомянутую кинокартину «Мальчик и девочка».

Что же касается этого фильма, открывающего фестиваль, то Николай Бурляев заверил, что показывал бы такую картину и своим детям, и внукам – для нравственного воспитания, потому что она «светлая» и учит пониманию того, что любовь – это, прежде всего, ответственность.

Потребность в духовном

Не только деятели кино выступали на открытии кинофестиваля «Белые Столбы». Слово предоставили и руководителю домодедовской администрации Александру Двойных, который, стоит отметить, живо интересуется тем, что происходит на площадках Госфильмофонда.

Так, например, в прошлом году Александр Двойных инициировал проведение всероссийского фестиваля тележурналистов «Братина» именно в Домодедове, на территории Госфильмофонда.
В своей речи руководитель домодедовской администрации сделал акцент на факте, который становится всё более привычным: Домодедово – всё-таки не только «столица гражданской авиации», но и «столица кино», потому что именно здесь находится Госфильмофонд, один из крупнейших киноархивов мира. Он также отметил возрастающую потребность зрителей в более утончённых и насыщенных смыслом кинокартинах:

– У сегодняшнего зрителя есть потребность в новом, красивом, качественном, высокодуховном, культурном кинематографе, который не просто развлекает, но и который учит, наставляет, увековечивает события отечественной и мировой истории. Эта пробуждающаяся потребность современного зрителя в духовности неоднократно отмечалась выступающими на открытии фестиваля «Белые Столбы». И если запрос угадан верно и даже обыватель всё чаще «хочет перемен», хочет видеть хорошее, глубокое кино, то, может быть, действительно намечается некая «революция» в массовом сознании, пресыщенном однотипными блокбастерами?..


Антон ВЕСЕЛОВ фото Василия Грачева


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Галерея

О нас

Мы являемся группой неравнодушных журналистов, иногда работающих в других изданиях, но всегда выражающих свое личное мнение в рамках этого проекта.

Свяжитесь с нами