Рейтинг:   / 541
ПлохоОтлично 



Все разработки строятся на энтузиазме. И медицина, в том числе, стоящая на стыке с другими направлениями науки обогащается многократно. Пожалуй, самыми первыми «внедрениями» научных технологий в медицине были диагностические системы, связанные с излучением, такими как рентген. А современные образцы такого аппарата с использованием компьютера превратились в компьютерную томографию. Тело человека просвечивали изощренными звуковыми (вернее ультразвуковыми) колебаниями, возбуждали атомы водорода, добиваясь «свечения», определяемого магнитно-резонансным томографом. Но проведение операций всегда оставалась прерогатива врачей. Лишь инструменты совершенствовались. В руках хирурга появился лазер, коагулятор, ультразвук с пылесосом. И вот – революция.

Робот ассистент хирурга.

Вернее сказать, система управления манипуляторами и камерами для проведения малоинвазивных операций. Я бы назвал эту революцию второй. Первой была лапароскопия, когда доктор несложными, но уже сильно не похожими на обычные, инструментами делал операцию через небольшие разрезы, можно их даже назвать проколы. И вот следующий шаг человечества, когда врач уже не стоит над операционным столом, а сидит в кресле, наблюдая на экране за операцией, производящейся через систему манипуляторов. Эти системы были названы звучным словом роботы. Выпускала и выпускает их одна лишь фирма Intuitive Surgical, обложенная патентами, пройдя через несколько версий, создав индустрию, где продуктом является не только аппарат, но и расходники, обслуживание и инструменты. Сегодня эта индустрия оперирует уж 2 миллиардным бюджетом. И никто другой не может преодолеть эти патентные права и наладить выпуск чего-то подобного.

Но. Но. Но. Наши врачи и инженеры произвели на свет что-то грандиозное, заметно превышающее da Vinci по всем параметрам.
– Да Винчи – это тросиковый аппарат (аналоговый), с соответствующей точностью, а новый, презентуемый здесь и сейчас аппарат – цифровой во всем. – Начал свое вступительное слово профессор Пушкарь. – Мы ставили задачу инженерам, пожелавшим с нами сотрудничать, чтобы весь прибор помещался в чемодан. Причем, первая версия, выпущенная полтора года назад имела манипуляторы с человеческий рост, наподобие тех, что продает по всему миру под именем да Винчи. Но сегодня мы предлагаем ознакомиться с системой, в которой манипулятор весит 4.5 килограмма, и все остальное в нем компактно настолько, что может быть собрано на любом операционном столе за короткое время. Точность нового российского комплекса превышает да Винчи в 100 раз, число «рук» (манипуляторов) не ограничена. Можно операцию делать вдвоем или бОльшим числом хирургов. А с да Винчи работать нельзя, особенно в наших российских условиях, ведь плата за инструменты, в большинстве своем одноразовые, копировать которые запрещено патентными правами, плюс обслуживание фирмой изготовителем. Всё это делает использование робота недоступным большинству наших клиентов.

Продолжил презентацию инженер Сергей Шептунов.
– За 4 года совместной работы над этим сегодня презентуемом аппаратом, я стал немного докторм, а многие доктора стали немного инженерами. Мне, далекому от медицины, удалось посмотреть на проблему глазами инженера, скептика. Будет ли развиваться такая технология? Родился наш аппарат в результате многих факторов. Во–первых, это социальный запрос. Все хотят, чтобы ему операцию делали с использованием робота. Во–вторых, это хирургический, врачебный запрос. Хирургам нужен такой аппарат. В–третьих мехатроника, развиваясь, достигла современного уровня, когда такие аппараты стали возможными. Приведу несколько статистических цифр. В США около 4000 роботов да Винчи, в Европе 652, причем сегодня 80% уро-гинекологических операций в США делается с использованием роботов, а это 652 тысячи операций. В 2015 году отрасль достигла 2 млрд. долларов, аппроксимация дает нам представление, что ежегодно эта цифра будет возрастать на 20%, а в 2024 году достигнет 14 млрд $

Давайте сравним полостную операцию на простату с роботизированной. За полостную операцию пациент теряет 1,5 литра крови, долго восстанавливается, часты инвалидности. А использование робота позволяет ограничить кровопотерю стаканом, пациент выписывается домой (пусть с катетором) через 3 дня, никаких инвалидов, а в 84% случаев пациенты сохраняют потенцию.
– Каковы же преимущества нового комплекса? – Продолжает выступление Сергей Александрович. – Это, прежде всего, точность. Мы достигли 5 микронной точности движений. А большие клетки организма достигают 10 микрон, следовательно, новый робот способен проводить микрохирургические операции идя прямо по границе здоровых и зараженных клеток. Конечно, большим преимуществом являются размеры. Миниатюрность – наше явное преимущество. Например длина манипулятора да Винчи составляет 1,5 метра, а наш – 20 см. Мы ориентируемся только на 3D изображение. В этом нам помогла технология камеры Olimpus. Врач сегодня сидит перед монитором с 3D очками. А завтра, возможно, монитор не будет нужен. Мы – на грани современных технологий. У нас модульная архитектура. Модуль манипуляторов отделен от контроллера хирурга. А связывает их компьютерная технология. У нас масса настроек, которые запоминаются в памяти, и один и тот же аппарат, настроенный на разных врачей, способен вести работу без неудобств и разногласий. Однако в нашей работе есть недостатки. Главный – медленность развития. Сегодня мы опережаем конкурентов. Чтобы стоять на этом месте, надо очень быстро бежать, что не возможно без достаточного финансирования.

На презентацию были приглашены различные маститые медики, профессора, академики, чиновники. Следующим выступающим стал зам министра здравоохранения Сергей Александрович Крылов. Он в частности сказал.
– Мы с Вами присутствуем при революции. Такая технология скоро станет реальностью. Ведь как раньше мерили хирургов. Чем больше хирург, тем больше разрез. Только большой мастер позволял себе делать большие разрезы для полного досконального анализа «содержимого», одновременно вычищая все неприятности, часто продлевая жизнь пациенту на много лет.

11.jpg12.jpg13.jpg14.jpg15.jpg16.jpg17.jpg18.jpg19.jpg20.jpg21.jpg22.jpg23.jpg24.jpg25.jpg26.jpg27.jpg

А сегодня мы говорим о малоинвазивных, малотравматичных методах, работу микро хирургов почти на клеточном уровне. Эта работа имеет значимость, – продолжал Сергей Крылов, – потому что, без этого мы в будущем не сможем жить. И еще очень важно, что сердце нового робота – российское. Мы со своей стороны, – напомню, говорил замминистра здравоохранения, – будем только способствовать развитию этой технологии.

Началась сессия вопросов журналистов, из которых главным был вопрос когда же всё это чудо будет доступно врачам?


– Сегодня начинаются испытания на животных, – затем, будут испытания на людях и другие процедуры, предусмотренные в таких случаях. Передача в опытную эксплуатацию, серийное производство. Одновременно с этим идет работа над патентованием. Вероятнее всего можно начать выпуск русских да Винчи года через полтора – два с половиной.

Будем ждать. И, надеюсь, проволочки, как это у нас часто бывает. в столь важном по всем параметрам социальном деле не произойдут с представляемым прибором. Надеюсь и жду!


Владимир Матвеев

P.S. Всё время презентации профессор Владимир Валентинович Дьяков накладывал швы огромной индюшке, его действия в 2D, а затем и в 3D режимах демонстрировались на экраны в зале. Он достиг в этом прецизионной точности и скорости. Менялись инструменты, но именно швы восхищали посетителей больше всего.

Галерея

О нас

Мы являемся группой неравнодушных журналистов, иногда работающих в других изданиях, но всегда выражающих свое личное мнение в рамках этого проекта.

Свяжитесь с нами

   

https://teknonebula.info/