Рейтинг:   / 521
ПлохоОтлично 


Умер Евгений Евтушенко.
Известный советский и российский поэт Евгений Александрович Евтушенко родился 18 июля 1932 года на станции Зима. Получил известность также как прозаик, режиссер, сценарист, публицист и актер. Его отец был геологом, мать актриса, заслуженный деятель культуры РСФСР. Во время войны был в эвакуации, в Москву вернулся в 1944 году. Учился в московских школах 254 и 607. В школах отметки были плохие, зато занимался в поэтической студии при районном Доме пионеров. В 15 лет его исключили из школы, заподозрив в поджоге школьных журналов. После этого случая его нигде не принимали, закрывая двери. Отец вынужден был отправить сына  с рекомендательным письмом в геолого-разведывательную экспедицию в Казахстан. После парень работал на Алтае.

Первое стихотворение опубликовал в газете «Советский спорт». Учился в Литературном институте им. А.М. Горького, из которого был исключен за «дисциплинарные взыскания», но, скорее всего, за поддержку романа Владимира Дудинцева «Не хлебом единым». Нашелся доброжелатель, донесший о личном мнении студента. В 1952 году вышла первая книга поэта. В том же году он стал самым молодым членом Союза писателей СССР. О первой своей книге написал: «Меня приняли в Литературный институт без аттестата зрелости почти одновременно в Союз писателей, в обоих случаях сочтя достаточным основанием мою книгу. Но я знал ей цену. И я хотел писать по-другому».

А потом было время большого подъема в нашем обществе – с 1950 по 1980-е годы, большая популярность поэтов Б. Ахмадулиной, А. Вознесенского, Б. Окуджавы, Р. Рождественского и Е. Евтушенко. Их выступления собирали большие стадионы. Выходят сборники Евгения Александровича, которые сразу же стали популярными. Одним из символов оттепели стали вечера в Большой аудитории Политехнического музея, где выступали известные советские  поэты.  В 1989 году Евтушенко стал народным депутатом СССР и был им до конца существования СССР. Был представлен к Нобелевской премии по литературе. В 1991 году, заключив контракт, уехал с семьей в США, стал преподавать в университете города Талса, в штате Оклахома, историю русской литературы. Жил за океаном, приезжая в Россию выступать и встречаться со своими поклонниками.
Писатель и журналист Виктор Джанибекян, работавший в столичных газетах, несколько раз встречался и беседовал с поэтом. В последний раз встреча прошла в Большой аудитории Политехнического музея, вместе с ним общался с поэтом известный столичный фоторепортер Василий Грачев.
В этой публикации объединены вопросы из разных публикаций.

- Евгений Александрович, как вас встретила столица? Не забыла, узнала?
- Конечно. Своих детей она никогда не забывает. Радует, что и любителей поэзии сегодня не меньше, чем вчера.
- Но вам есть, что рассказать поклонникам своих талантов. Думаю, если кто и впервые пришел на встречу с вами, не пожалеет. Вы всегда рассказываете много интересного и познавательного.
- Это жизнь. Она словно большая библиотека, в ней тысячи томов, а в них и знания, и чувства, и страницы истории, и откровенные признания.
- Ваш вклад в литературу огромен, ваша жизнь изобилует встречами со многими известными личностями, с которыми у вас были интересные беседы и, наверное, немало открытий. У вас нет желания написать свою полную автобиографию, в которой было бы все: и факты, и забытые страницы, и ваши откровения. У вас большая и даже захватывающая жизнь. Иной автор тужится и мается, а рассказать ему нечего – нет ни имен, ни событий, ни важных дел. Но пишет, чтобы издать.
- Но у меня причина простая. На большую книгу понадобится много времени, а его как всегда не хватает.
- Когда же вы пишете? Когда появились верные строки или садитесь за стол и берете в руки свою ручку?
- Творчество всегда большая тайна, у каждого своя. Но скажу честно: я пишу в основном по ночам.
- Вы страдаете бессонницей?
- Нет, это просто привычка. Лев Николаевич Толстой, к примеру, любил писать  с утра, до обеда. Закрылся утром в своей комнате, отгородившись от всего ненужного, и принялся воспевать своих героев.
- Несколько наивный вопрос: как вы стали поэтом?- Мой отец был геологом, но всю жизнь писал стихи. Он и открыл мне поэзию, благодаря ему я стал с шести лет читать и писать. Ну, а дальше все зависело от меня самого: стать геологом или поэтом, или кем-то еще. Так что я начал простым рабочим в геологоразведке, но в ней не остался, ушел в поэзию. Она-то меня и пленила.
- Но было предчувствие, что к вам придет слава?
- Я о ней не думал, особенно в молодости. Просто стремился писать хорошие стихи. А когда стало получаться, не думал, что можно писать лучше всех. Никто не знает, удастся ли ему оказаться в когорте лучших, или он так и останется малоизвестным. Вспомните, сколько у нас было известных поэтов полвека назад, а всех ли их знает сегодняшняя молодежь?
- Просто сверкнули имена и пропали.
- Можно сказать и так. Что сказать про меня, то, признаюсь, я не тщеславный, как могут подозревать некоторые.
- Для меня было неожиданно, когда я прочитал строки Иосифа Бродского, который как-то по - своему, даже несколько небрежно, написал о вашем творчестве. Уверен, что есть читатели, которые любят произведения Бродского, есть свои читатели и у Евтушенко.
Поэзия же не конкурс тщеславия: кто кого? Здесь все решают любители поэзии и сама история.
- Как-то Бродский сказал про меня неправду, будто бы я был связан с КГБ и даже консультировал по его поводу. В чем могла быть такая консультация? Какой он поэт? Любит ли Родину? Знает ли какие-то секреты? Знал бы он, что я в свое время хлопотал за него. Но не через этот комитет, а другой, более весомый. Через итальянского коммуниста я передал письмо товарищам в ЦК, призывая освободить Бродского из ссылки.
- Такое в жизни бывает, вы хотели помочь и заступились за человека, рискуя многим, а он вашей помощи не оценил. Какой же идее после этого вы остались верны? Вашей, с которой вы всегда жили, помогать другим, или новой, которая продемонстрировала совершенно другие понятия?
- Мне кажется, что главенствующим должно оставаться христианство в своем главном значении. Это, прежде всего, помощь другим людям. Да, совесть важна, важна и скромность, но истинная человечность в том, чтобы не оправдываться своим талантом и своими преимуществами, не возвышаться над другими, а оставаться таким, каким должен быть человек.
- К теме о поступках. Недавно мне читатель передал книгу писательницы Улицкой, фамилия которой была самой крупной на обложке. Представлялось, это ее новый роман, ан нет - в книге собраны письма разных людей разного возраста, их рассказы о жизни, людях и разных фактах. Он задавал мне естественные вопросы: раньше было так, собрал человек чужие письма, их напечатали, а в книге отметили: редактор такой-то, собрал тексты - такой-то, подготовил такой-то… А я купил эту книгу, а там нет никаких произведений Улицкой, просто собраны читательские письма. Вот какое уже величие. Такой же писатель юморист Леон Измайлов и многие «читатели» чужих писем…
- Скажу вам честно, Улицкую недолюбливаю, потому что она однажды так, походя, небрежно, обозвала писателя Александра Фадеева палачом. Но, думаю, она ничего не знает ни о нем, ни о его времени. Не знает, скольких он защитил и спас, скольким помог. Вспомню случай из моей жизни. Однажды побывал я в Москве на встрече школьников с Фадеевым, где говорили о стойкости молодогвардейцев, о которых он написал известный роман. Я встал и при всех признался, что боли боюсь, потому мог бы не выдержать пыток. Все зашумели, кто-то даже предложил выгнать меня из пионеров. Но за меня заступился Фадеев. Он сказал: «А я вот тоже боюсь шприцев. А кто еще боится?» Все засмеялись, многие подняли руки…
- Наверное, вы сделали тогда для себя какие-то выводы?
- Пожалуй, сделал – надо всегда быть честным и прозрачным, никогда не хвалиться, всегда помогать людям. Надо быть добрым.

Последние годы

В 2013 году, в возрасте 81-года, поэт перенес сложную операцию по ампутации правой ноги. 12 марта этого года он был госпитализирован в тяжелом состоянии, рак в последней стадии. Но до последнего мгновения он оставался в сознании. Скончался Евтушенко во сне от остановки сердца на 85–м году жизни.
Последняя воля поэта: похоронить его на Переделкинском кладбище в Москве, рядом с поэтом Борисом Пастернаком выполнена. Он решил остаться на Родине.


Виктор Джанибекян Фото Василия Грачева

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Галерея

О нас

Мы являемся группой неравнодушных журналистов, иногда работающих в других изданиях, но всегда выражающих свое личное мнение в рамках этого проекта.

Свяжитесь с нами

   

https://teknonebula.info/