Рейтинг:   / 526
ПлохоОтлично 


Знайте, каким он парнем был…
Так можно сказать о каждом нашем летчике - космонавте, легендарном человеке, герое


Вместо предисловия
Недавно ушел из жизни замечательный человек Георгий Михайлович Гречко. Мы попросили писателя  и журналиста Виктора Джанибекяна написать о нем материал, ведь они были хорошими знакомыми и часто общались. Наш коллега в свое время написал о герое космоса хорошие и интересные материалы. Он и предложил нам опубликовать один из своих материалов, который был ему заказан о космонавте известным журналом и опубликован в нашей стране, а потом за рубежом на многих языках и в разных странах.


Биография


Из наших космонавтов Георгий Михайлович Греко, пожалуй, самой удивительной  судьбы. Родился 25 мая 1931 года в Ленинграде, в семье служащих.  Мальчишкой в годы войны оказался на оккупированной территории. К таким власти всегда относились настороженно. Несмотря на эти сложности, поступил в секретный вуз - Ленинградский военно-механический. Дипломный проект защищал в КБ прославленного конструктора С. П. Королева. Принимал участие в подготовке и запуске многих космических аппаратов. Совершил три космических полета. Первый с 10 января по 9 февраля 1975 года с Владимиром Губаревым в качестве бортинженера «Салюта-17». Второй с Юрием Романенко, с 10 декабря 1977 года по 16 марта 1978 года. Третий полет совершил в сентябре 1985 года - полетел на «Союзе Т-14», а вернулся на «Союзе Т -13». В открытом космосе пробыл час двадцать восемь минут.
Дважды Герой Советского Союза. Награжден тремя орденами Ленина, другими правительственными наградами, золотой медалью им. Э.К. Циолковского.  Герой ЧССР. Доктор физико-математических наук.


Откровенный разговор


- Георгий Михайлович, как вы относитесь ко времени?
- Как все. Спешу, чтобы за ним поспеть. Помните, как в песне поется: «Не думай о секундах свысока…». Отношусь даже к секундам уважительно, потому что тем, чем всю жизнь занимаюсь, связано с точным временем - космос, авторалли, работа и полезные увлечения…
- Но иной раз подумаешь, что такое секунда, когда существует и другой отсчет времени?
- В каждом деле, знаете, свой размах. Опаздываешь на свидание - дорога минута, не вписываешься в поворот - секунда. Бывает, и годы проходят, прежде чем добьешься своей цели. Например, мне пришлось ждать своего звездного часа девять лет. Думаю, не каждый способен на такое. Мне не повезло в отряде космонавтов, на прыжках с парашютом неожиданно сломал ногу. Пришлось встать в хвост очереди - таковы были правила в нашем отряде. Ужасное, конечно, долгие годы было состояние. Казалось, сломал всю свою жизнь. Но все эти девять лет упорно готовился к полету - не вздыхал от горя, а готовился теоретически, изучая системы корабля, и наступил момент, когда понял, что не только знаю хорошо всю технику, но даже ее чувствую.
- А не страшно ли было десять лет ждать своего часа? Ведь шло время, отправлялись в космос те, кто пришел после вас, но знал, быть может, технику не лучше вас?
- Если хочешь добиться цели, на которую настроился, надо к ней стремится. Надо уметь ждать.
- Бывали ли у вас в жизни трудные минуты? Например, во время полетов?
- В жизни, конечно, всякое бывало. А вот в космосе… Самая тяжелая ситуация неожиданно сложилась во время первого полета - на станции случился пожар. Но справился, хотя действовал не по инструкции, а по уму. Когда пожар на земле - страшно, в космосе, где нет парашюта и средств спасения, особенно. Я вдруг оглянулся на станцию, вижу - тянется дым. В одну секунду принял решение. Провентилировав легкие, нырнул в этот дым. В таких случаях важно не вдохнуть  продукты сгорания. Вдохнешь, сразу отключишься, потеряешь сознание, и тогда - конец. Помогло то, что, занимаясь подводным плаванием, умел сдерживать дыхание. Так вот, нырнув в дым, отключил загоревшийся прибор. Пламени уже не было. И эти несколько секунд решили и мою судьбу, и судьбу космической станции.
- А как вы ориентировались в полете во времени?
- Для полета мне выдали часы фирмы «Омега». Почему именно их, не знаю. Но судьба сложилась так. Когда я был в Швейцарии, то подарил эти часы представителям фирмы в знак благодарности. Меня часто спрашивали,  почему я так поступил? Ну, сохранил бы их, ведь часы, побывавшие в космосе, стали серьезным раритетом. Что меня подтолкнуло на такой поступок, никому не рассказывал. А был такой случай, который я наблюдал в Звездном городке. Вот он меня к нему и подвел.
- Это какой-нибудь секрет, о котором никто не знает?
- Сейчас, пожалуй, нет, но в советское время это была большая тайна. О ней ни разу не рассказывали, но читателям вашего издания за прошествием времени лет сообщу.
А дело было так. Гостил у нас в Звездном городке один американский астронавт с супругой. Когда ему показали наш музей, он так взволновался, что решил оставить в качестве экспоната что-то от себя. Снял свои наручные часы, дважды побывавшие в космосе, и громко объявил, что дарит их нашему музею. У американцев такого музея не было. Жена на него зашипела, и наши переводчицы расслышали, как она сказала: «Они их украдут, это же русские!» И, представьте, часы украли. В музее космонавтики в Звездном городке в то время не было ни охраны, ни сигнализации. А тут как раз должна была приехать другая американская делегация. Переполох у нас поднялся невообразимый. Но часы, представьте, нашли и вернули на прежнее место. Нашли уже в какой-то комиссионке. А вот нашли ли вора, не знаю.
- А какие сейчас вы носите часы?
- Вот, пожалуйста, смотрите, спортивные, на батарейке. Вроде часы обычные, но у них много разных программ. И есть даже программа обратного отсчета времени, что для меня особенно важно, потому что я поклонник автоспорта, а там учитывается и такое время.
- Это какая-то необычная марка?
- Да, необычная. Мне ее подарили. Изготовителя этих часов, как обещал,   держу в секрете.
- Выходит, самая главная их функция - обратный отсчет времени.
- В свое время я увлекался автогонками. Как-то меня пригласили  в Сан-Франциско на авторалли, в пару с известным гонщиком. Вижу, что у моего напарника в автомобиле нет навигационных приборов. Я сказал, удивляясь: «Как же ты собираешься принимать участие в ралли без них?» А он показывает часы, которые в автомобиле на приборной доске, вот, мол, они нам помогут. Ясно, что не помогли бы, если экипаж был бы слабым. В итоге пришлось мне выручать американского друга, стать штурманом. Шли мы по простым часам, а наши соперники имели даже приборы с астронавигацией. В ралли ведь главное придти во время, в точное время. Но я нашел программу обратного отсчета, и запустил ее. И когда эти часы с секундомером показали ноль, мы пересекли финиш, но, правда, третьими.
- Когда-то ручные часы были большой редкостью. Сейчас их много, все разные  - дорогие, очень дорогие, дешевые, сложные, красивые, необычные, все разные. А какие часы, Георгий Михайлович, вам особенно запомнились?
- Была в моей жизни история, связанная с часами. Давно это было, в молодые годы. Мы с первой женой вместе учились, сильно любили друг друга. И вот она уезжает к сестре на Урал, даже не оставив мне адреса. Что- то в их семье тогда случилось, и я, сев в поезд, отправился за ней в город, где жила ее сестра, типа на деревню, к дедушке. Только знал, что работает моя свояченица в том городе на шахте, больше ничего не знал.  А когда я собрался ехать, подошел ко мне на улице мужик и предложил купить у него наручные часы. Подумал: вот сделаю жене подарок. Купил их, не раздумывая. Денег осталось немного, ехал на товарняке, покупал в дороге хлеб да хамсу. С большими приключениями жену все же нашел, и отправились мы  с ней обратно домой, а денег у нас уже  нет. Продаю эти часы в дороге и на вырученные деньги покупаю любимой пряник…
- Всего один лишь пряник?
- Да, поверьте, лишь один пряник за наручные часы. Но своей любимой, в трудный момент. В такой ситуации выбирать не приходится. Столько часов разных уже у меня было потом, а те запомнились особо. Потом искал эту марку, но так и не нашел. Подарил вскоре ей часы  современные, красивые, более дорогие. А она как-то призналась: «Если бы те сохранились,  носила бы с удовольствием…»

Послесловие


Когда беседа с Гречко была переведена в Швейцарии, ему позвонили с известной часовой фирмы, чтобы узнать марку часов, о которых он рассказал. Георгий  Михайлович ответил:  «Таких уже и не найдешь». Но, видимо, говорил с ним человек с юмором. Он сказал: «Мы вас уважаем и ценим, и потому хотим подарить вам самую модную нашу марку. Только просим: если будете продавать, то купите своей любимой обязательно большущий торт».


Виктор Джанибекян Фото Василия Грачева

На снимках:  летчик- космонавт Георгий Гречко и журналист Виктор Джанибекян. В Москве, там, где встречались наши космонавты…

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Галерея

О нас

Мы являемся группой неравнодушных журналистов, иногда работающих в других изданиях, но всегда выражающих свое личное мнение в рамках этого проекта.

Свяжитесь с нами

   

https://teknonebula.info/