Рейтинг:   / 58
ПлохоОтлично 


В Московском государственном театре эстрады под аккомпанемент оркестра Red Square band с успехом прошел концерт «для голоса и сердца», он же спектакль артиста МХТ им. Чехова Игоря Миркурбанова «Блудный сын».

«Для меня миф о Блудном сыне – это, прежде всего, миф о родине, потерянной и вновь обретенной. Это своего рода восхождение, возвращение души к источнику самой себя, с которым она была так долго разлучена и к которому она так жаждет вернуться со столь невероятной настойчивостью», – говорил философ Теренс Маккенна, слова которого привел Игорь в ходе своего выступления.
Тема судьбы родины и человека стала определяющей в музыкальной постановке Миркурбанова. (А концерт действительно можно назвать спектаклем, потому что артист сам выстраивал его драматургию). Уже с первых аккордов песен «Ванинский порт», «Озоновый слой» Сергея Наговицына, «Когда я вернусь», «Облака плывут в Абакан» Александра Галича зрители были эмоционально вовлечены в рассказ о нелегком пути, который прошла наша многострадальная страна.
Конечно, лагерная тема, прозвучавшая в этих композициях, архетипична для нашей тернистой истории. Достаточно вспомнить стихи и «Колымские рассказы» Варлама Шаламова, рассказ «Один день из жизни Ивана Денисовича» Александра Солженицына, обратиться к документальному роману Ивана Солоневича «Россия в концлагере», по сюжету которого главный герой совершил побег из тюрьмы под предлогом организации спартакиады, обведя вокруг пальца все лагерное начальство. И ведь он сбежал из этого ада не благодаря обстоятельствам, а вопреки им. Несмотря на трагедийные мотивы , пронизывающие всю сюжетную линию романа, это очень жизнеутверждающее произведение. Жизнеутверждающим получился и концерт–спектакль Игоря Миркурбанова.
Лагерная тематика в музыке и литературе ведь обострила другую, глубоко личную тему – жизнеутверждающую сущность нашего человека, его способность выстоять в самых суровых условиях, сохранив человеческое достоинство. И эту мысль Миркурбанов пытался донести до каждого зрителя, присутствующего в зале. Отдельно можно говорить и об исполнении им композиций на военную тематику.
– Вы только вслушайтесь в строчку песни «Темная ночь»: « Радостно мне, я спокоен в смертельном бою», – говорит Игорь Миркурбанов.  – Сколько же в ней настоящего, подлинного переживания, трагизма, эмоционального образа, поколенческого опыта. Разве есть вообще какая–то замена, альтернатива этим песням?
И действительно, способность Игоря тонко чувствовать сюжетное повествование военных произведений нашло эмоциональный отклик у всех поколений присутствующих в зале.
Ведь эта самая стойкость ощущается и в самом характере Миркурбанова, иначе зрители просто не поверили бы ему. И здесь не помог бы ни один из актерских приемов, которым владеет Игорь. А надо сказать, он обладает широким спектром возможностей воздействия на зрительскую аудиторию. Во–первых, это мощный вокал и способность тонко чувствовать музыку. Недаром Игорь Миркурбанов окончил дирижерский факультет Новосибирской консерватории. Во–вторых, это владение разнообразными актерскими и психологическими техниками. Миркурбанов учился в ГИТИСЕ у Марка Захарова и Андрея Гончарова. Работал на таких разных сценических площадках, как театр Маяковского и Таганка, израильский театр Гешер, МХТ им. Чехова и Ленком. В–третьих, дополнительным штрихом к актерскому мастерству можно назвать богатый жизненный опыт. Миркурбанов – человек мира, который жил в разных странах: Казахстане, России, Израиле, он много гастролировал по Европе.
Но залогом успеха прошедшего концерта–спектакля, конечно, стали не только вышеперечисленные факторы. Казалось, что актер полностью вовлечен в сюжетное действие исполняемых песен и оторван от реальности. Возникало ощущение, что он действительно примеряет на себя жизнь героев этих композиций – жизни глубоко трагической, наполненной болью, но не лишенной оптимизма и веры, спасающей даже от смерти. (Еще раз вдумайтесь в строчки знаменитой песни: «Эта вера от пули меня темной ночью хранила»). И это не шаблонные слова, которыми обычно пользуются журналисты, описывающие способ существования артиста на сцене. Это ведь действительно было так!
Иногда возникало и другое ощущение, что зрители присутствуют на сеансе массового гипноза, где им открывают подлинное, по–настоящему трагическое значение исполняемых песен.
Кстати, и сам Миркурбанов называл свой концерт сеансом музыкального гипноза, музыкально–психоделическим спектаклем, развеивающем догмы материализма. Но, конечно, самым пронзительным эпизодом стало исполнение Игорем Миркурбановым стихов Евгения Евтушенко «Идут белые снеги» – своеобразной данью памяти великому поэту.
Вообще, еще одна уникальность Миркурбанова состоит в том, что он находит такие интонации, благодаря которым каждый человек может назвать песню своей, личной, предназначенной только для него. Так, например, обычно происходит с композицией «Подберу музыку», также прозвучавшей в этот вечер.
В ходе концерта–спектакля исполнялись произведения, составляющие песенную культуру нашей страны: «Две судьбы» Владимира Высоцкого, «Крик птицы» Владимира Мулявина, «Родина моя» на стихи Роберта Рождественского и т.д. А финальным аккордом выступления Миркурбанова стала песня «Я люблю тебя, жизнь», которая говорит сама за себя.
Конечно, путь к сердцу зрителя обычно лежит талант, харизму, актерское мастерство – много чего еще. Но есть в Миркурбанове что–то такое, благодаря чему публика стремится установить с ним эмоциональную связь. Я не знаю, что это. И может, это прозвучит пафосно, но каждая встреча с Миркурбановым – актером и Миркурбановым – музыкантом – это праздник, который всегда с тобой!
Кстати, в планах Игоря совершить тур по России с этим спектаклем. А еще он готовит вторую часть программы под названием «Родина моя».


Ольга ХРАБРЫХ



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Галерея

О нас

Мы являемся группой неравнодушных журналистов, иногда работающих в других изданиях, но всегда выражающих свое личное мнение в рамках этого проекта.

Свяжитесь с нами