Рейтинг:   / 531
ПлохоОтлично 

Культура, созданная в СССР восхищает людей до сих пор и зачастую является (-лась) примером для подражания на Западе.

Википедия подсказывает:
«Автор многих изобретений, в том числе стабилизатора камеры для съёмок с воздуха, аппарата для подводной съёмки, способа получения цветного изображения, точечного экспонометра, автофокуса, призмы Клушанцева (для одновременной съёмки натуры и рисунка), метода «люминесцентной съёмки» и других. Придуманные им новые и эффективные методы и приёмы комбинированных съёмок впоследствии были заимствованы рядом других режиссёров, включая Стэнли Кубрика, Джорджа Лукаса, Ридли Скотта, а также специалистами по спецэффектам, включая Роберта Скотака».
Всё бы хорошо с точки зрения советского патриота, но, как всегда в таких случаях, возникает резонный вопрос: а причем здесь советская культура? Родился русский гений в 1910 году, в славном русском городе Санкт-Петербурге, в дворянской семье… Однако, стоп. Об этом чуть позже. Пока же поговорим о том, что за величина для мирового кино русский режиссер Павел Клушанцев. Читаешь такое и даже не верится:
"Павел Клушанцев стал гениальным оператором и режиссером — его фильмы «Дорога к Звездам» (1957) и «Планета бурь» (1962) стали классикой научной фантастики, совпали по времени с полетом Гагарина и стали хитами по всему миру за счет невероятных, удивительных спецэффектов, на десятилетия опережавших Голливуд. Его фильмы собирали полные залы как в СССР, так и любом уголке мира, их неоднократно закупали для проката в США. В Штатах их, правда, дважды перемонтировали, вставили сцен, поменяли имена актерам в титрах и… добавили полуобнаженных амазонок. Фильм крутили по вечерам на телеканале CBS. «Путешествие на планету доисторических женщин» увидели Джордж Лукас и Стэнли Кубрик — каждый немедленно захотел снять нечто подобное, но оба они даже не подозревали, что это советский фильм, ведь все упоминания о производителе были удалены… Много позже режиссер второго ремейка про женщин Питер Богданович в интервью сказал: «К сожалению, из многих фильмов Клушанцева в США показывались лишь перемонтированные отрывки, включённые в посредственные американские фантастические фильмы многих режиссёров, включая раннего Фрэнсиса Форда Копполу».
Автор одной из самых крутых картин в истории кино косплеил русского режиссера, неплохо так, да?



По уровню спецэффектов очень напоминает «Вспомнить всё» со Шварцнеггером, который Голливуд снял почти 30 лет спустя.
«Кубрик применил клушанцевский «эффект невесомости», и позже в интервью рассказывал, что без «Дороги к звёздам» не было бы его «Космической одиссеи», и что именно Клушанцев в своей работе «подсказал» Кубрику многие технические находки «Одиссеи». В апреле 1990 года известный постановщик спецэффектов Роберт Скотак разыскал Павла Клушанцева в Санкт-Петербурге. Желая сохранить хотя бы крупицу своих знаний, Клушанцев безвозмездно передал по почте Скотаку описания, фотографии и чертежи десятков кинотрюков — около ста своих оригинальных изобретений. Скотак использовал его опыт в съёмках фильмов «Терминатор 2» (1991) за которые получил премию Оскар. В 1992 году Скотак уже лично приезжает к Клушанцеву на несколько дней. Пять лет спустя его «Титаник» (1997) так же получает Оскар за спецэффекты».
А вот и клушанцевский прообраз знаменитой сцены из моего любимого фильма юности, второго «Терминатора»:


Идем дальше:
«Павел Клушанцев изобрел сотни спецэффектов заставлявших зрителя затаить дыхание. Он начинал с экспериментировать со съемкой макетов, монтировал их в натуральную величину, ускорял и замедлял движение, менял размеры изображения. В тридцатые годы создание спецэффектов в кино было совершенно неосвоенным делом, и вскоре «трюковой кабинет» Клушанцева оказался завален работой, а его сотрудникам приходилось трудиться в три смены. «Я всегда делал только то и только так, как я сам придумал,— говорил Клушанцев.— Это никто не мог воспроизвести». Возможно только его незаменимость и спасла его жизнь в годы репрессий — уволить и посадить пытались постоянно. Еще бы, настоящий кулак и дворянин на Ленфильме! В одном из интервью он вспоминал: «Они десятки раз хотели выкинуть меня с киностудии и посадить в тюрьму. Но я спасся, потому что я знал, как делать вещи, которые никто другой делать не мог»».

И все-таки советские додавили его… «Звездные войны» Лукаса спасли «ХХ век Фокс» от банкротства, принесли 7 Оскаров и сотню других наград. А вот у русского режиссера судьба сложилась совсем иначе. Советская кинокритика в пух и прах разгромила «Планету бурь», несмотря на ее огромный успех и международное признание. После высадки американцев на Луне все фантастические фильмы в СССР положили на полку.
В 1988 году «Звездные войны» наконец-то привозят в Москву. «Эпизод V. Империя наносит ответный удар» впервые был показан в кинотеатрах «Горизонт» и «Зарядье» в рамках «Дней кино США в СССР». Приезжает и сам Лукас и просит советских чиновников организовать ему встречу с патриархом нашего кино. Оказалось, что эти дебилы даже не знают, о ком идет речь. На их вопрос «кто это?» Лукас ответил: "Клушанцев — крестный отец «Звёздных войн». Встреча двух режиссёров так и не состоялась.
Павел Владимирович Клушанцев был фактически насильно отлучён от кино и на жалкую пенсию доживал с женой свой век в небольшой питерской комнатке. Скончался русский гений 27 апреля 1999 года в возрасте 89 лет. Похоронен в Санкт-Петербурге на Смоленском православном кладбище.
Гениальный русский режиссер, живя в советском государстве, умирает в забвении и нищете. А его американский последователь становится мультимиллионером и одной из главных фигур мирового кинематографа. Вы, правда, жалеете о том, что СССР рухнул?..
Да это же было настоящее исчадье ада для нас, для русских. Монстр, который первую половину своей жизни уничтожал нас физически, расстрелами и лагерями, а вторую — ментально, лишая нас великой культуры и всего, что с ней связано, в буквальном смысле превращая в двуногий скот, оторванный от русской Традиции. Зато метро за 5 копеек! И стаканы из автоматов с газировкой не воровали…
Всё, что было действительно великого и стоящего в Совке, от культуры до Космоса и Победы, всё это было создано русскими людьми, еще русскими людьми. Теми поколениями, что родились и сформировались в Империи, что были воспитаны русскими родителями и педагогами, что впитали с молоком матери и учительским наказом все богатства русской жизни, все драгоценности Русского мира. Но как только эксперимент по созданию «новой исторической общности» удался (переломными следует считать 60-е годы), как только вывелась новая человеческая порода, фактически полностью оторванная от своих корней, так сразу же наступил повсеместный, всеобъемлющий кризис. Уже в конце 60-х руководство страны осознает, что их государство-эксперимент обречено в гонке с Западом. Колосс на глиняных ногах прошатался еще пару десятилетий и рассыпался в прах, погрузив 1/6 часть суши в ужас 90-х. И самое удивительное — до сих пор советские верят, что это Гайдар с Чубайсом принесли нам тот кошмар культурного и нравственного падения нации. Ага. Конечно. Гайдар и Чубайс. Кто же еще. Палочкой махнули магической и целый народ деградировал до скотского состояния.
Одним из факторов советского падения называют его культурное поражение перед Западом. Через Голливуд, даже в его ограниченной Железным занавесом версии, советские люди полюбили кляту Америку и ее тертые джинсы. И с радостью и легкостью распрощались с красным истуканом в период перестройки. А снимать кино, которое снимали в Голливуде Лукасы и прочие, русским режиссерам в Советском Союзе не разрешалось. Парадокс. Ну да, такой вот советский парадокс.
Неужели есть хоть один думающий человек, который сомневается в том, что Совок был нежизнеспособной, мертворожденной системой, которая убила сама себя (точно также как мертворожденная Украина сегодня, на наших глазах, совершает акт суицида)?
Неужели хоть один думающий человек назовет Павла Клушавенцева советским, а не русским режиссером, поставит его в заслугу советской, а не русской культуре?


Игорь Цесельский

P.S. Вот так выглядит напоминание о первопроходце пропагандисте освоения космоса в ролике журнала «Сеанс», снятом по поводу выхода в свет книги «В стороне от больших дорог».





Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Галерея

О нас

Мы являемся группой неравнодушных журналистов, иногда работающих в других изданиях, но всегда выражающих свое личное мнение в рамках этого проекта.

Свяжитесь с нами