Рейтинг:   / 59
ПлохоОтлично 


В Москве насчитывается более 1500 школьных музеев. Это уникальное, свойственное только нашей стране явление сейчас находится под угрозой. В московском департаменте образования считают, что для столицы эти музеи не рентабельны – не приносят доход в отличие от государственных. Бывший руководитель сектора музейной педагогики Московской городской станции юных туристов Ирина Иксанова, отдавшая этой деятельности 15 лет жизни, утверждает, что подобное отношение властей к этой проблеме не допустимо.

Нам не нужна самодеятельность?

 Конечно, полностью закрывать все школьные музеи не станут, ведь это повлечет за собой протест ветеранов и общественных организаций. Однако сомнения на этот счет уже брошены в массы: в Москве и так много государственных музеев, зачем еще школьные? Но дело в том, что эти музеи отличаются от прочих своей интерактивностью, они учат детей понимать проблемы историко-культурного наследия и что самое главное – юное поколение здесь само формирует фонды. Пожалуй, эти две категории музеев можно сравнить с профессиональным и самодеятельным театрами. В первом главное, чтобы больше было зрителей в зале, во втором имеет значение количество актеров на сцене. Так и здесь – в школьном музее самым важным является не количество посетителей, а заинтересованность в его работе как можно большего количества людей.

Живуны


Один из замечательных примеров – музей «Живуны» в школе № 930, которая была присоединена к одному из гимназий. Экспозиция, посвященная родникам, пользуется у всех посетителей огромной популярностью. Начало исследованиям живительных источников – истоков русской культуры положил родник Сергия Радонежского, который находится рядом со школой. Работа в музее и экскурсии проводятся исключительно бесплатно, на свободных началах. Детей в экспозиционном зале всегда полно, они забегают сюда в любое свободное время. Департамент образования города Москвы это не интересует, там постоянно повторяют, что школьные музеи не эффективны, поскольку не приносят доход.
Любопытно, что многих подобных государственных музеев в Москве не существует.  Скажем, этнографический музей есть только в Петербурге. А в школах насчитывается около 200 таких выставок. Одной из таких экспозиций заинтересовались даже представители посольства. На днях одну из школ, где работают два музея - Африки  и истории русского быта, посетил посол Кении. Он был восхищен выставкой и предложил ребятам обмениваться информацией и совместно выложить на сайт интерактивные экскурсии. Подтверждениям того, что интерес к школьным музеям большой, достаточно, но вот департамент образования не хочет этого замечать. Не видят там и воспитывающую роль подобных экспозиций, таких, куда забегаешь во время перемены и работаешь сам, вовлекаешь в работу своих домочадцев – приносишь сюда семейные раритеты и воспоминания. Школьные музеи оказались под угрозой, в том числе из-за новых, практичных руководителей среднеобразовательных учреждений. Для менеджеров эти музеи – лишняя обуза. В тех местах, где после слияния школ остались педагоги, ратующие за развитие подобного внешкольного образования, там всеми силами стараются сохранять музеи.

День открытых дверей


Ирина Иксанова рассказывает, что во второй половине прошлого учебного года департамент образования запустил удачную программу – «Музейная суббота». Предполагалось, что в эти дни школьные музеи будут открывать свои двери для всех желающих. Но здесь была одна загвоздка: для этого нужно было зарегистрироваться на сайте департамента, заполнить специальную анкету.   Так вот эта анкета была чрезвычайно сложна и не логична. Скажем, всех, в том числе бабушку из соседнего дома, которая захотела бы посетить музей,  спрашивали, в каком классе они учатся. Без определенных ответов  анкета не считалась заполненной. Тем не менее, эта не отработанность программы, не помешала прийти в музеи огромному числу посетителей.  С нового учебного года начали активно поступать заявки на участие программе, но департамент образования закрыл ее как не эффективную. Любопытно, что те музеи, которые проводили день открытых дверей по субботам, так же продолжают их проводить, но теперь у них нет возможности для рекламы, которая у них была раньше. Школы просто развешивают объявления по своему микрорайону. Учители на свой страх и риск собирают детей, их родителей и просто жителей округи и проводят с ними экскурсии.
Музей как Птица-Феникс
Действительно, после слияния образовательных учреждений у многих появилось по пять, семь музеев. Но проблемы, связанные с этим, можно решать, ведь все собранные в одну систему музеи - разные и находятся в отдельных зданиях. Ирина Иксанова побывала в одной из школ на севере Москвы. Среднеобразовательное учреждение объединилось с четырьмя другими школами, пятью детскими садами и гимназией. В итоге образовалось семь музеев. Решение задачи лежит на поверхности - необходимо объединять фонды, создавать музейный комплекс. Однако этим никто не хочет заниматься, в том числе и с научно-методической точки зрения.
Сектор музейной педагогики краеведения московской городской Станции юных туристов занимался развитием и изучением школьных музеев пятнадцать лет. Эта работа проходила в тесном и в благодарном сотрудничестве со школами. Теперь эта деятельность стала никому не нужна, этот отдел ликвидировали. Функции сектора, в том числе регистрация, но уже в свободном режиме, будет выполнять городской методический центр. Если до того музееведы сами ездили по среднеобразовательным учрежденям, изучали музеи, общались с преподавателями и занимались регистрацией, то сейчас все будет происходить, как Бог на душу положит. Все данные, собранные за 15 лет работы оказались не нужны, на продолжение этой работы просто не поступило госзаказа…
Полутора десятка лет назад в Москве насчитывалось около 400 школьных музеев, в основном – военно-исторические. Сейчас в городе несут службу больше 1500 школьных экспозиций с 18 разными профилями и направлениями: краеведческими, этнографическими, историческими, прикладными, детского творчества… А вообще история возникновения школьных музеев в России началась во второй половине XIX века, когда появились кабинеты «Родиноведения». С тех пор прошло несколько волн ликвидаций подобных музеев, но они возрождались.  Достигнув своего расцвета, эта деятельность вновь оказалась в опасности. Например, в Зеленограде после объединения нескольких образовательных учреждений  были закрыты школьные музеи из-за ненадобности, и  уволены их руководители. Несмотря на ликвидацию отдела краеведения,  Ирина Иксанова будет продолжать свою деятельность, но уже на общественных началах, ведь она верит, что пройдет безвременье для культуры и образования, и школьные музеи вновь будут поддержаны государством.


Виктория КАЙТУКОВА.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Галерея

О нас

Мы являемся группой неравнодушных журналистов, иногда работающих в других изданиях, но всегда выражающих свое личное мнение в рамках этого проекта.

Свяжитесь с нами

   

https://teknonebula.info/