Рейтинг:   / 55
ПлохоОтлично 


У богатых свои причуды – нынче в моде коллекционные куклы. В них не играют, ведь это произведения искусства. В Москве постоянно проводятся тематические выставки авторских кукол, в том числе и международные. Мы узнали у художников, в чем суть этого увлечения и кому свойственно собирать художественные игрушки.

 

Чем дитя не тешилось…


История моды часто отражается в костюмах для кукол. В прошлом  больших и малых Пандор использовали в качестве постоянно гастролирующих демонстраторов одежды. Сейчас эти куклы выставлены в лучших музеях мира.
Сколько кукольников работает в Москве? Специалисты говорят, что профессионалов в стране – не больше 50 человек. Остальные любители. Кукол создают из дерева, фарфора, бумаги, папье-маше, пластика. Жанров в авторской кукле множество. Тильда – это мягкая, примитивная кукла с изображением печальных людей и зверушек. Портретные куклы чаще всего создаются под заказ или соответствуют конкретным известным историческим личностям. Выставки таких «игрушек» часто демонстрируются в столичных галереях. Характерные реалистичные куклы рождаются с вполне реалистическими человеческими чертами, со своими определенными характерами и окружением. В такое произведение художник вкладывает свое «я». Существуют еще шарнирые игрушки, мишки-Тедди…
 А вот о реборнах – куклах-младенцах в обществе много спорят. Вернее, о психическом здоровье их коллекционеров. Насколько нормальны женщины, собирающие целый детский сад из кукол, полностью имитирующих младенцев? Для коллекционеров - это просто куклы. Как говорится, что бы коллекционер ни собирал, лишь бы не плакал.
Есть даже космическая коллекция. Ее готовили реальные космонавты, как из России, так и из других стран – из Бельгии, Франции, Германии, Японии.  Роман Романеко и династия Волковых, как многие другие космонавты своими руками сделали свои игрушки для благотворительной акции. Выручка, полученная после продажи этих кукол, перечислялась тяжелобольным детям, нуждающимся в дорогостоящих операциях. Роман Романенко, будучи полгода командиром на станции «Союз», брал с собой на борт собственноручно сделанную куклу Клепу.

Реальность или фантазии?

Известная художница Александра Худякова одна из тех, для кого создание эфимерных, нимфоподобных фарфоровых кукол - это не пустое занятие, а материализация своих художественных фантазий и представлений о красоте. У нее тонкая, детальная проработка костюмов с роскошными аксессуарами. Раньше художница использовала исключительно натуральные ткани. Сейчас это может быть старинное полотно, а также новая, специально состаренная материя или даже закамуфлированная под ткань бумага. Многие произведения Александры Худяковой хранятся в Музее Истории Москвы, в частных собраниях и коллекциях России, Италии, Германии, США, Израиля. Александра Худякова не может назвать стиль, в котором она создает свои произведения. Она любит 18 век, но в одежде не нужно искать строгую историческую достоверность. Все кукольники, так или иначе, используют исторический костюм или элементы моды прошлых веков. Они отталкиваются от образа или берут за основу моду той или иной эпохи. Фантазия автора имеет решающее значение. Более того, художники редко делают конкретных персонажей. На тематических выставках, таких как «Мой Шекспир» встречаются несколько узнаваемых персонажей.

Зачем делаем и собираем кукол?

Чем обусловлена страсть к собирательству художественных кукол? Елена Худякова говорит: «Кукольники давно думают об этом. Сейчас настало время индивидуализма. Человеку важно заглянуть себе в глаза и собрать себя по частям. Коллекционеры кукол видят в них отражение своих внутренних качеств. Дело в том, что авторская кукла  не просто антропоморфна. Она выражает различные психологические состояния, мысли и эмоции. Недаром многие носят не имена, такие как Маша, а имеют названия, такие как  «одиночество» …»
Коллекционирование кукол – дорогостоящее занятие. Стоят такие художественные произведения от 50 тысяч рублей до 100 тысяч долларов. Покупают эти «игрушки», как правило, сентиментальные богачи. Среди них очень много состоявшихся в жизни, уверенных в себе мужчин. Настолько, что они нисколько не стесняются своего увлечения куклами, проявления нежности. Это характерно для всего мира. Женщины, коллекционируя кукол, воплощают свои девичьи мечты. Сейчас это увлечение стало сродни коллекционированию картин, скульптур. Это и хорошее вложение денег. Всплеск популярности на художественные куклы в Европе начался в 30-е годы XX века. Во Франции они стали выставляться рядом с произведениями Кандинского и Малевича. Совместно с Лоттой Прицель кукол делал Матисс.
А вот для большинства художников – это не прибыльно. Оказывается, большинство из них имеют другой основной источник дохода, например,  от работы над дизайном интерьеров, пошива костюмов. Порой, художник может создать всего по две-три куклы в год из-за весьма кропотливой работы. Да и продаются такие работы не как горячие пирожки. Создание произведений искусства не может стать прибыльным делом.
Среди наших соотечественников очень много талантливых кукольников. Владимир Гвоздев - живописец, художник-график и мультипликатор. Однако создание кукол для него не менее важно. Его работы – из детства 70-80-х годов прошлого века. Светлана Румянцева – театральный художник, работала со многими московскими театрами. Этот опыт отразился на ее куклах.


Виктория КАЙТУКОВА.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Галерея

О нас

Мы являемся группой неравнодушных журналистов, иногда работающих в других изданиях, но всегда выражающих свое личное мнение в рамках этого проекта.

Свяжитесь с нами

   

https://teknonebula.info/